Виды японских каменных фонарей - торо

Виды японских каменных фонарей

Знаменитые японские каменные фонари, неотъемлемая часть сада в восточном стиле, родились, как это ни парадоксально, в Китае. Их «предками» были жертвенные котлы для приготовления мяса животных, постепенно эволюционировавшие в сосуды для возжигания ароматных трав, а позднее и в осветительные приборы.

С распространением буддизма «китайские» фонари попали в Японию, где из-за дефицита железной руды, их стали изготавливать не из металла, а из камня. Со временем популярность каменных фонарей выросла настолько, что без них уже невозможно было представить себе японский сад. Из приборов для освещения они навсегда превратились в скульптурное украшение и важней символ восточной культуры.

С ходом истории менялся облик каменных фонарей, формировалось разнообразие форм и видов. Постепенно сложился и столь характерный для буддизма символизм. Каждая из пяти основных частей фонаря, ассоциировалась с одной из природных стихий. Место для свечи с огнем, круглая «луковка» наверху с небом, «крыша» с загнутыми кверху углами с ветром, опора с водой, основание с землей.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются пять видов японских каменных фонарей (по-японски – торо), у каждого из которых свой неповторимый облик и своя история.


Виды японских фонарей


1. Юкими-торо

Название этого фонаря происходит от названия местности, где он был создан. В этой области Японии снег выпадает крайне редко. Чтобы успеть насладиться его видом, местные жители придумали фонарь с большой плоской крышей, на которой снег тает очень медленно.

Помимо большой крыши для этого фонаря характерны три или четыре длинных опоры. Устанавливается он возле воды, в глади которой мог бы отражаться.


2. Орибе-торо

Своим названием этот фонарь обязан удивительной легенде. В начале XVI века в одном из буддийских храмов Японии жил христианин мастер чая Орибе. Этот период был ознаменован изоляцией страны от внешнего мира и жестокими гонениями на приверженцев всех религий, кроме традиционного буддизма и синтоизма. Чтобы исповедовать христианство Орибе, вырезал на ножке каменного фонаря распятие. Оно всегда было прикрыто листьями растений. Фонарь находился рядом с чашей — цукубаем, в котором омывали руки перед чайной церемонией. Подходя к чаше, Орибе опускался на колени, и никто не мог предположить, что в момент буддийского ритуала мастер молился Христу.

С тех пор фонарь, устанавливаемый у цукубая, носит имя мастера Орибе. А нижняя часть его опоры обязательно должна быть прикрыта зеленью, скрывая от глаз то, что на ней изображено.


3. Касуга-торо

Это самый красивый из японских фонарей. Для него характерна круглая опора с орнаментом и шестигранная крыша с сильно загнутыми вверх углами. Устанавливают касуга-торо на самом видном месте напротив или рядом с входом в беседку либо в дом, или на открытом месте как центр композиции сада.


4. Ямадоро-торо

Этот вид фонарей предназначен для самых укромных и темных уголков сада. Он состоит из грубо обработанных камней и откровенно асимметричен. Его высота не более метра. В четырехгранной камере светильника заметно сквозное круглое оконце. Ямадоро-торо искусственно состаривают, вкапывая в землю и выращивая на нем мох и лишайник.


5. Оки-торо

Это самый маленький каменный фонарь. Его устанавливают на гальке у небольшого декоративного водоема. У фонаря отсутствует опора, подставка для светильника и опорный камень. Высота его не более 40 см.

Никаких строгих правил, регламентирующих количество каменных фонарей в японском саду, не существует. Все зависит от размера сада и вкусов его хозяина. Самое главное, чтобы фонари гармонично вписывались в окружающую обстановку.

Не стоит забывать и о практическом назначении японских фонарей. В темное время суток подрагивающий огонь свечи создает ни с чем несравнимое завораживающее зрелище.